ЕГЭ - 2016
Пример решения генетической задачи из демоверсии
Схема решения:
1) признак рецессивный, так как проявляется не в каждом поколении у некоторых потомков в браке родителей без признака; признак сцеплён с полом, так как проявляется только у мужчин, но не у всех;
2) генотипы родителей: отец 1 – Х а Y, мать – Х А Х а или Х А Х А ; генотипы потомков: девочка 4 – Х А Х а , девочка 5 – Х А Х А или
Х А Х а , мальчик – X a Y;
3) вероятность рождения у родителей 3, 4 следующего ребёнка с признаком, выделенным на рисунке родословной чёрным
цветом, составит 25% или 1/4.
ЕГЭ-2015
Пример решения генетической задачи из демоверсии
40. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами и растения с морщинистыми неокрашенными семенами все гибриды первого поколения имели гладкие окрашенные семена. От анализирующего скрещивания гибридов F 1 получено: 3800 растений с гладкими окрашенными семенами; 150 – с морщинистыми окрашенными; 4010 – с морщинистыми неокрашенными; 149 – с гладкими неокрашенными. Определите генотипы родителей и потомства, полученного в результате первого и анализирующего скрещиваний. Составьте схему решения задачи. Объясните формирование четырёх фенотипических групп в анализирующем скрещивании.
Признак |
Ген |
Генотип |
гладкие семена |
M |
MM, Mm |
морщинистые семена |
m |
mm |
окрашенные |
T |
TT, Tt |
неокрашенные |
t |
tt |
Анализирующее скрещивание, т.е. организмом с рецессивными признаками - mmtt.
Присутствие в потомстве двух групп особей с доминантными и рецессивными признаками примерно в равных долях (3800 и 4010)
объясняется законом сцепленного наследования признаков. Две другие фенотипические группы (149 и 150) образуются в результате
кроссинговера между аллельными генами.
Результаты обучения
Участники
|
ОУ
|
Тема 1
|
Тема 2
|
Тема 3
|
Тема 4
|
Тема 5
|
Тема 6
|
Тема 7
|
Зачет
|
Рефлексия
|
Зачет
|
Рефлексия
|
Зачет
|
Рефлексия
|
Зачет
|
Рефлексия
|
Зачет
|
Рефлексия
|
Зачет
|
Рефлексия
|
Зачет
|
Рефлексия
|
Глинова Анастасия |
МБОУ
"Лицей №1"
|
|
|
|
|
* |
|
+ |
|
* |
|
|
|
|
|
Кашкарова Елена |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Милюков Владимир |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Мурзаков Антон |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Степанюк Елизавета |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
План занятий
Тема 1. Моногибридное скрещивание (ноябрь)
29 октября-4 ноября: Теория + примеры решения задач (изучите теорию и примеры решения задач,схему записи задач)
5-15 ноября: Задачи для самостоятельного решения (решите самостоятельно)
16- 18 ноября: Ответы к задачам для самостоятельного решения (самостоятельно проверьте решение по эталону)
19-25 ноября: Зачётное задание (высылать на адрес - tyagina1965@mail.ru)
26-30 ноября: Рефлексия (в конце странице примите участие в рефлексии - ответьте на вопросы)
Тема 2. Дигибридное скрещивание (декабрь)
Тема 3. Наследование, сцепленное с полом (январь, февраль, март)
Тема 4. Наследование групп крови и резус-фактора (март)
Тема 5. Сцепленное наследование (март)
Тема 6. Решение задач на анализ и составление родословной (апрель)
Тема 7. Решение задач по смешанному типу наследования (май)
|